Международный день авиадиспетчера

1

Ежегодно 20 октября отмечается профессиональный праздник авиадиспетчеров и работников, занятых управлением воздушным движением — Международный день авиадиспетчера. Трудно себе представить сегодня день мир, в котором отсутствовали бы любые воздушные полеты. Да и  относительно недавнее прошлое нереально вообразить без авиации. А вот каким образом авиатехника помогала людям раньше, можно узнать из страниц старых отрывных календарей.

18 июня 1978 года (отрывной календарь Для женщин). Самолеты и вертолеты служили и до сих пор служат человечеству в самых разнообразных ситуациях. На этом листке запечатлен рассказ о том, как работала районная санавиация во время экстренных вызовов:

«— Республиканская санавиация слушает! — Медсестра диспетчерской службы раскрыла рабочий журнал и вооружилась авторучкой.— Тамбов? Так. Понятно. Сейчас вылетаем. Подготовьте все к операции и встречайте на аэродроме.

Еще через минуту на квартире московского профессора Владимира Пав­ловича Охотского раздался телефонный звонок.

— Беспокоят из санитарной авиации. Профессор, срочный вылет в Тамбов…

— Служба наша организована давно,— рассказывает главный врач станции санитарной авиации Минздрава РСФСР А. А. Громов.— География вылетов самая разнообразная. Петропавловек-Камчатский, Мурманск, Грозный, Улан-Удэ, вся Российская Федерация, где у нас имеется свыше 110 отделений и филиалов в разных городах. Это специализированные отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. Только в распоряжении нашей станции четыре самолета «Морава».

В любое время суток высококвалифицированные специалисты могут вылететь на помощь, доставить больного в Москву, отправить необходимые препараты».

fw78_06-18b

11 апреля 1976 года (отрывной календарь Политиздата). Авиация, самая разнообразная, широко использовалась и в военных целях. «На десятки тысяч километров протянулась воздушная граница СССР. И каждый метр этой границы охраняют воины противовоздушной обороны.

Боевая летопись войск ПВО началась в октябрьские дни 1917 г. Тогда по личному указанию В. И. Ленина рабочие Путиловского завода построили бронеплощадки с зенитными пушками и сформировали боевую команду. Путиловский стальной артиллерийский дивизион стал в нашей молодой армии первым подразделением противовоздушной обороны. Ныне это гвардейский Путиловско-Кировский ордена Ленина зенитный ракетный полк, одна из лучших частей войск ПВО страны…

Мужественно и умело сражались воины войск ПВО — зенитчики и летчики, пулеметчики и прожектористы в годы Великой Отечественной войны. Они уничтожили, свыше 7 тыс. самолетов, свыше 1000 танков, много другой боевой техники и живой силы врага. Более 80 тыс. солдат, сержантов и офицеров были награждены орденами и медалями, 92 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 29 частей и соединений стали гвардейскими.

Ныне войска ПВО страны — это зенитно-ракетные войска, истребительная авиация, радио­технические войска, оснащенные передовой наукой и техникой, способные обнаруживать и уничтожать цели на различных высотах, в любую погоду, при сильном радиоэлектронном противодействии».

plt76_04-11b

17 сентября 1974 года (отрывной календарь Школьника). Что уж говорить, когда в некоторых случаях авиация является единственным шансом предотвратить катастрофу. Вот как в этой заметке о лесном пожаре: «В тридцати километрах от города Аян в Иркутской области случился лесной пожар. Площадок, куда может сесть вертолет с пожарниками-десантниками, нет, поэтому решено высаживать десантников прямо на лес.

Помимо экипажа и летчика-наблюдателя Юры Верхотурова на борту вертолета — девять парней. На поясе у каждого — спусковое устройство.

Когда вертолет зависает на высоте десятиэтажного дома, Верхотуров открывает дверцу. Первым идет Коля Мельников. Верхотуров берет у него конец ленты, цепляет за кронштейн. Десантник повисает на ленте и, нажав рукоятку замка, быстро скользит вниз. За ним следом — другие. И начинается борьба с огнем. Тяжелая работа: дым, копоть, трещат деревья. Но комсомольцы не отступают…

Много лет существует в нашей стране пожарная авиация. «Огненный» десант всегда начеку».

s74_09-17b

13 апреля 1974 года (отрывной календарь Школьника). А вот и отрывок из невероятной книги летчика Героя Советского Союза М. Водопьянова «Друзья в небе»: «Четвертого марта установилась ясная, морозная погода. К полету готовились особенно тщательно, проверяли моторы, приборы. Полетели четверо: командир самолета А. Ляпидевский, второй пилот Е. Конкин, бортмеханик М. Руковский и штурман Л. Петров.

Самолет шел над хаотическим нагромождением льдов. К исходу второго часа полета впереди по курсу показался сиг­нальный дым над льдами. Неожиданно открывается площадка, несколько флагов, обозначающих ее границы, и три че­ловека, раскладывающие посадочное «Т». Долетели до лагеря Шмидта!

…Радость челюскинцев трудно было описать. Люди бросились обниматься, целоваться, кричали: «Да здравствует красная авиация!»

Радостную встречу пришлось прервать. Пора в обратный путь. Шмидт дал раз­решение на взлет. Взвыли моторы. Самолет побежал и оторвался от льда перед самыми торосами.

По эфиру, обгоняя самолет, полетела в Москву радиограмма начальника экспедиции О. Ю. Шмидта:

«Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэлена к нашему лагерю, спустился на изготовленный нами аэродром и благополучно доставил всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей…».

s74_04-13b

(Visited 23 times, 2 visits today)


ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ...