6 февраля 1962 г. (отрывной календарь Для женщин)

0

БАЛЕТ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

На протяжении целого сто­летия образы пушкинской поэ­зии вдохновляют русских ком­позиторов. В 1919 г. советский композитор Р. М. Глиэр создал балет «Медный всадник“.

Пустынный берег. В тумане вырисовывается величествен­ная фигура Петра I. Он по­гружен в думы о будущем Рос­сии. В музыке возникает тема «Великого города». Звучит широкая, торжественная мелодия.

Композитор рисует образ волевого, деятель­ного преобразователя России. Вот спускают на воду новый корабль. Зритель видит ликование народа. Ве­селая, русская пляска чере­дуется с медленным, чопорным танцем голландских моряков.

Задушевны музыкальные характеристики двух героев балета—Параши и Евгения. Об­раз Параши, лишь намеченный в поэме Пушкина, стал в ба­лете одним из центральных.

Мягкие, проникновенные ин­тонации характеризуют эту скромную девушку, живущую на берегу залива. Нежные звуки скрипок и флейт говорят о ее светлом, искреннем чувстве.

(Окончание см. на обороте)

Взволнованная, прерывистая мелодия отвечает беспокойному, тревожному настроению Евгения.

На сцене наводнения музыка изображает раз­бушевавшуюся стихию. Нева вышла из берегов и хлынула на улицы города. Прижавшись к ка­менному льву, Евгений с ужасом думает о лю­бимой девушке. Увидев лодку, он бросается к ней и плывет к заливу.

Нет старого домика. Нет и Параши. С захва­тывающим драматизмом передает музыка от­чаяние Евгения.

Затем мы видим его на Сенатской площади. Потеряв рассудок, бродит он у Медного всад­ника, на месте первого свидания с любимой. Безумец с ненавистью смотрит на памятник и яростно грозит кумиру на бронзовом коне.

В непрерывной борьбе с величественной му­зыкальной темой Петра проходит лирическая мелодия несбывшейся любви. В трепетных зву­чаниях скрипки возникает образ Параши, кото­рую Евгений видит в своем воображении. Страх охватывает его, когда ему кажется, что всадник оживает и лицо Петра загорается гневом. В ужа­се бежит он и слышит за собой «тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой». Грозная гема Медного всадника подчиняет, опрокидывает тему Евгения.

«Гимн Великому городу» — так называется важнейший симфонический эпизод в балете «Медный всадник». Эта величавая музыка зву­чит не только как гимн городу-герою, но и как прославление государственной мощи России, национального величия русского народа.

П. Кантор

………………

Перед концом учебного года

— Мамочка, у нас в классе такая хорошая учительница! Я люблю ее больше всех!

~ Это меня радует, Машенька!

— Вот почему я остаюсь в этом классе на второй год.

(Visited 59 times, 1 visits today)


ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ...