10 декабря 1962 г. (отрывной календарь Для женщин)

2

«ПАТЕТИЧЕСКАЯ ОРАТОРИЯ»

Г. СВИРИДОВА

С первых же тактов «Па­тетической оратории» му­жественная, суровая му­зыка передает волнующие образы революционной поэзии Маяковско­го. Композитор Г. Свиридов развеял миф о «немузыкальности» стихов Маяковского, создав Патетическую ораторию — произве­дение для солистов, хора и оркестра. Композитор ото­брал для своего сочинения фрагменты из поэмы «Хоро­шо!» и ряда стихотворений Маяковского.

Героические образы по­эзии Маяковского раскрыты в оратории необычайно смело и в то же время по- человечески проникновенно.

«Как живой с живыми» го­ворит поэт на языке музыки о революции, гражданской войне, строительстве новой жизни,’ о будущем.

Беспощадным приговором старому миру, свергнутому революцией, звучит в первой части оратории «Марш». Это шествие миллионов, сметающих все пре­грады на пути к новой жизни.

Олицетворением старого мира предстает зловещая фигура Врангеля, Скупыми и в то же время броскими музыкальными штрихами композитор рисует картину бегства Врангеля, показывая обречен­ность коварного заговора против молодой Советской республики.

Мы чувствуем незримо присутствую­щего здесь краснозвездного героя. Это он, голодный, разутый, встал на защиту Советской власти и разгромил контрре­волюцию. В третьей части оратории атмос­фера новой жизни. Вдохновенная песнь «Героям Перекопской битвы» сменяется глубоким раздумьем о Родине, которую народ «завоевал и полуживую вынянчил».

Настала пора великих работ. Родина в лесах строек. Радостный хор поет: «Здесь будет город-сад!»

В момент наивысшего подъема в орато­рии звучит обращение к самому человеч­ному человеку В. И. Ленину. Поэт и ком­позитор рассказывают великому вождю о гигантской работе, которая будет сделана и уже делается. Финал оратории — гимн солнцу — символу человеческого счастья.

«Патетическая оратория» удостоена Ленинской премии.

П. Кантор

(Visited 16 times, 1 visits today)


ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ...