На воду спущен первенец Черноморского флота России – парусный корабль «Слава Екатерины»

3

234 года назад, 27 сентября 1783 года был спущен на воду парусный корабль «Слава Екатерины» – настоящий первенец Черноморского флота России. Если немного заглянуть в историю, то можно узнать интересный факт — в 1778 году в устье Днепра заложили новый порт Херсон со стапелями для постройки кораблей и фрегатов. Херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства был разобран прямо на стапеле. Зато 66-пушечная «Слава Екатерины» стала первым парусным линейным кораблем Черноморского флота, который был спущен на воду на херсонской верфи 27 сентября 1783 года…. А что говорят про российский и советский флот старые отрывные календари? Предлагаем небольшой обзор.

30 июля 1978 года (отрывной календарь Для женщин). В этот день все граждане Советского Союза праздновали День военно-морского флота СССР. На обрате календарного листка можно прочитать фрагмент из фронтовых записей Леонида Соболева «Морская душа». «Шутливое и ласкательное это прозвище краснофлотской тельняшки, давно бытовавшее на флоте, приобрело в Великой Отечественной войне новый смысл, глубокий и героический. Морская душа — это решительность, находчивость, упрямая отвага и неколебимая стойкость. Это веселая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа — это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира и комиссара. Морская душа — это -стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна. Поэтому-то враг и зовет моряков на суше «черной тучей», «черными дьяволами»».

fw78_07-30b

А вот на страничке отрывного календаря Для женщин за 11 февраля 1978 года рассказывается о большом вкладе Красного Флота в победу в гражданской войне. «С момента возникновения многочисленных фронтов гражданской войны флот отдает все силы и средства на борьбу с наседающими со всех сторон на молодую Советскую Республику белогвардейцами. Моряки составляют основное ядро тех кадров, из которых черпаются живые силы для только что образованной Красной Армии». Вот такие факты приведены на календарном листке из тезисов ЦК РКП(б) к «Неделе Красного Флота» в 1923 году.

fw78_02-11b

25 июля 1976 года (отрывной календарь Политиздата). И вновь День военно-морского флота СССР. Служить в морском флоте всегда было почетно, и всегда требовало большого мужества и любви к своему делу. ««Для защиты завоеваний революции 1917 г. прошу районный Комитет Комсомола зачислить меня в ряды Военно-Морского Флота СССР»,— писал в своем заявление в 1939 г. комсомолец Евгений Никонов. Просьба токаря Сормовского завода была удовлетворена. Он стал матросом лидера «Минск» Краснознаменного Балтийского флота… 19 августа 1941 г. на одном из участков обороны Таллина советскому командованию срочно понадобились сведения о противнике. В разведку пошел Е. Никонов. Близ хутора Харку разведчик в бою с гитлеровским подразделением был тяжело ранен. В бессознательном состоянии он попал в плен… Фашисты жестоко истязали матроса, надеясь получить сведения о состоянии обороны советских войск. Воин молчал. Нечеловеческие пытки не сломили волю моряка-балтийца. Он остался верен военной присяге, Родине».

plt76_07-25b

23 января 1976 года (отрывной календарь Политиздата). На этой страничке можно прочитать о том, как на воду был спущен первый в мире морской ледокол, построенный по чертежам адмирала С. О. Макарова и получивший название «Ермак». «Легендарный корабль прошел славную трудовую и боевую жизнь. В начале века на нем впервые было использовано на практике замечательное изобретение А. С. Попова — радио. В 1918 г. ледокол обеспечил знаменитый ледовый переход кораблей Балтийского флота из Ревеля в Кронштадт. В годы первых пятилеток «Ермак» успешно работал в Арктике. Во время Великой Отечественной войны он в тяжелых условиях содействовал снабжению фронта всем необходимым. Несколько лет назад появился новый ледокол с тем же названием. Мощность нового «Ермака» — 36 тыс. л. с. Он почти в четыре раза сильнее славного «дедушки русских ледоколов»»

plt76_01-23b

8 января 1974 года (отрывной календарь Школьника). О Макарове С.О. знают практически все. По инициативе этого русского флотоводца и полярного исследователя  был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который Макаров сам водил в арктические научные экспедиции. «Степан Осипович был не только флотоводцем, но и пытливым ученым. Дважды Академия наук присуждала ему премии за капитальные труды по гидрологии моря. Много ценного внес Макаров в военную науку. Занимаясь вопросом о непотопляемости судов, он придумал новую систему водоотливных труб на кораблях и новый пластырь для заделки пробоин. В трудные дни русско-японской войны Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом. За месяц он сумел навести боевой порядок на кораблях и поднять настроение у моряков. Моряки его любили, ему верили, на него надеялись. Когда он погиб, матросы говорили: «Другого Макарова не пришлешь»».

s74_01-08b

(Visited 52 times, 1 visits today)


ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ...